Станция метро «Площадь Восстания» Петербургского метрополитена

«Площадь Восстания» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на Кировско-Выборгской линии, между станциями «Владимирская» и «Чернышевская».

Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания». Название связано с близостью Площади Восстания (бывшей Знаменской площади).

Дата открытия: 15 ноября 1955
Проектное название: Московская
Тип: пилонная
Глубина заложения: м ~ 58
Архитекторы: Б. Н. Журавлёв, И. И. Фомин, В. В. Ганкевич
Архитекторы вестибюлей: Б. Н. Журавлёв, И. И. Фомин, В. В. Ганкевич; А. С. Гецкин, В. П. Шувалова
Инженеры-конструкторы: Е. А. Эрганов
Выход к улицам: улица Восстания, Московский вокзал
Переходы на станции: «Маяковская»
Работающие операторы сотовой связи на станции метро «Площадь Восстания»: «МегаФон», «МТС»,«БиЛайн», «Tele2»
Код станции: ВС

Наземный павильон станции выполнен по проекту архитекторов В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина, инженера Е. А. Эрганова и располагается на пересечении Невского и Лиговского проспектов и улицы Восстания, на месте снесённой Знаменской церкви.

Павильон оформлен в классическом стиле — круглое здание с пристроенными по сторонам ризалитами, и этим напоминает компоновку храма. Круглое здание, являющееся одним из символов Петербургского метро, завершает ротонда со шпилем, который с момента постройки был увенчан звездой в лавровом венке. После возведения на площади Восстания монумента, также увенчанным звездой, звезда на шпиле станции метро была заменена буквой «М» (то есть «Метро»).

13 августа 1960 года был открыт выход к Московскому вокзалу. Архитекторы наземного павильона: А. С. Гецкин, В. П. Шувалова, в 2004 году он был реконструирован, панели эскалаторов на наклонном ходе были заменены с бордовых пластмассовых на металлические.

В обоих вестибюлях ст.м. «Площадь Восстания» действуют трёхленточные эскалаторные марши.

«Площадь Восстания» — пилонная станция глубокого заложения (глубина ~ 58 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина, инженера Е. А. Эрганова.

При строительстве станции произошло первое проникновение грунтовых вод в Ленинградский метрополитен.

Тема оформления подземного зала — Октябрьское вооружённое восстание 1917 года. При проектировании подземой части станции архитекторы применяли классические методы формообразования, что соответствовало традиции, которая преобладала в советской архитектуре 1950-х годов

Архитекторы сохранили конфигурацию тоннеля, стараясь как можно ближе подойти к габаритам конструкции, и использовали пространство зала с максимальной полнотой. Задумав сохранить такое очертание станции, архитекторы подчинили этому замыслу всё:

  • Цоколь, облицованный красным уральским мрамором, поднимается в высоту всего на 60 сантиметров, и его верхней границей является лепной карниз. Этот цоколь самый низкий среди станций петербургского метрополитена.
  • Свод центрального зала пересечён белыми лепными арками, со встроенными в них световыми дугами. В богатой декоративной отделке использованы элементы архитектуры эпохи классицизма.
  • Со стороны центрального зала пилоны украшены декоративными решётками в круглых вентиляционных отверстиях и рельефами круглой формы.

Между пересадочным эскалатором и выходом на Московский вокзал на пилонах центрального подземного зала «Площади Восстания» размещены 4 барельефа:

  • «Выступление В. И. Ленина в Таврическом дворце». Скульптор А. И. Далиненко (содержит сохранившееся в Санкт-Петербурге изображение И. В. Сталина)
  • «В. И. Ленин у шалаша в Разливе». Скульптор В. Б. Пинчук
  • «Выстрел „Авроры“». Скульптор А. В. Разумовский
  • «Штурм Зимнего дворца». Скульптор В. И. Татарович

Торцевую стену центрального подземного зала украшал барельефный портрет В. И. Ленина работы скульпторов А. Г. Плискина, В. И. Сычёва. Был демонтирован при обустройстве второго выхода на поверхность. Пол центрального зала выложен красным гранитом, возле пилонов имеются полосы из чёрного лабрадорита, со стороны центрального зала украшенные закономерно расположенными декоративными зубчиками, ограниченными белой полосой.

Путевые стены станции украшены тем же красным мрамором и декоративным лепным карнизом, как и остальная станция. В нижней части полоса плитки чёрного цвета, как и на остальных станциях первой очереди. На путевых стенах установлены декоративные решётки с надписью «1955», по году открытия станции. Посадочные платформы освещаются богато декорированными люстрами, в оформлении которых используются Серп и молот, а также пятиконечные звёзды.

Платформа направления в сторону станции «Автово» существенно сужена в месте эскалаторного наклона размещённой над перроном пересадки. На противоположной платформе в середине станции потолок поддерживают балки, также разделяя объём платформы на две части.

В 1993 году полы на платформах ст.м. «Площадь Восстания» были заменены с асфальтовых на гранитные, причём гранит на двух разных платформах неоднородный — платформа в сторону «Чернышевской» выложена серым гранитом, а платформа в сторону «Владимирской» — красным.

Станция является пересадочным узлом к поездам Невско-Василеостровской линии (на станцию «Маяковская»). Значительный пассажиропоток на пересадке привёл к тому, что на станции используется два направления пересадки.

В отличие от пересадочного узла «Гостиный двор» — «Невский проспект» пассажиропотоки при пересадке двухсторонние, однако для пересадки со стороны «Маяковской» дежурные по станции всё чаще и чаще рекомендуют пользоваться пешеходным тоннелем, что впоследствии может привести к окончательному разграничиванию этих двух способов пересадки.

Стена напротив эскалаторного наклона была отделана мрамором, на ней висел текст указа Президиума Верховного совета СССР о присвоении метрополитену имени В. И. Ленина. Это можно увидеть на странице сайта «Размышления о питерском метро».

После падения Советской власти во время реконструкции перехода на «Маяковскую» в 1992 году этот указ был снят. По состоянию на лето 2007 года на мраморной отделке стены видны следы протечек, большая часть стены закрыта рекламными плакатами. На полу станции белый узор заменён на прямую полосу.

Пешеходный тоннель на станции ведёт от лестницы в южном торце «площади Восстания», где сходятся пассажиропотоки станции и эскалаторного подъёма на Московский вокзал к лестничным спускам в центре «Маяковской».

Отделка тоннеля простая, применена плитка двух цветов. Оформление тоннеля пропорциями низкого цоколя и красным цветом перекликается с оформлением станции «Площадь Восстания». Освещение выполнено в виде двух ниток ламп дневного света, положенных на металлические подложки. В тоннеле находится медпункт и служба управления движением.

Под перегонными тоннелями станции «Маяковская» тоннель разделён стенкой на два, под лестничным спуском со станции находится оригинальный металлический указатель.

Интересные факты о ст.м. «Площадь Восстания»:

  • Длина перегона «Владимирская» — «Площадь Восстания» 720 метров. Это самый короткий перегон в Петербургском метрополитене.
  • За станцией в тоннеле в сторону станции «Чернышевская» есть оборотный тупик, который также является служебной соединительной ветвью, ведущей на Невско-Василеостровской линию.




Расширенный поиск