Рынок недвижимости — Новости недвижимости в Санкт-Петербурге

    Рынок демонтажа в стадии кризиса. Падение на 30-40%

    Рынок демонтажа в стадии кризиса. Падение на 30-40%

    Рынок демонтажа в Петербурге первым попал под кризисный передел: снизился спрос на услуги, сократился объем, с рынка ушли небольшие компании, процветает демпинг. Радужных перспектив участники рынка не рисуют.

    Рынок демонтажа в целом по стране в кризис сократился на 30–40%. Увеличилась конкуренция со стороны застройщиков, пытающихся сэкономить на демонтажных работах.

    В течение нескольких последних лет участники рынка оценивают его емкость в Петербурге примерно в 1,5 млрд рублей. Однако по итогам прошлого года аналитики ФГИК «Размах» оценили емкость рынка уже в 1,2 млрд рублей.

    Местная специфика

    «Хотя рынок демонтажа зародился именно в Петербурге, с 2012 года динамика показывала стагнацию, а после 2014-го — резкий спад. Последние пару лет в рейтинге по объему демонтажных работ среди регионов России Петербург не входит даже в первую десятку, Ленинградская область — тем более. Лидируют Москва и ряд федеральных округов: Сибирь, Урал, отчасти Дальний Восток (по большей части Якутия) — инвестиционное привлекательные территории, демонстрирующие положительную динамику промышленного сектора», — рассказывает Сергей Герилович, генеральный директор ГК «СносСтройИнвест».

    По данным участников рынка, сейчас в Петербурге осталось меньше десятка компаний, у которых хватает возможностей браться за большие заказы. При этом крупные игроки, как правило, не ограничиваются заказами на местном рынке — работают в разных регионах. Кроме того, есть еще примерно два десятка небольших компаний. «Падение рынка сильно ударило по небольшим компаниям, которые сосредоточились на развитии только в Петербурге и на стандартных направлениях работы, не расширяя линейку предоставляемых услуг. Многие из них находятся в состоянии банкротства или просто пропали с рынка», — поясняет Сергей Ефремов, управляющий партнер ФГИК «Размах»

    Столичный рынок демонтажа поддерживает программа реновации, которая замерла в Петербурге. Здесь — своя специфика: ювелирный демонтаж в историческом центре и редевелопмент промышленных зон. Причем в первом случае компаниям приходится сталкиваться с градозащитниками и чиновниками, которые могут даже не росчерком пера — взмахом руки, остановить процесс демонтажа.

    Видимо, небольшой объем рынка заставляет петербургских игроков демпинговать.

    Ранее в интервью Президент ГСК «Реформа» Григорий Фрич пояснил: В Петербурге из-за падения объемов рынка цены «самые смешные» в России. «Игроки между собой никак не могут договориться о правилах игры, демпингуют все», — добавил он.

    В подтверждение Ефремов приводит частный случай: в ходе тендера, организованного крупным застройщиком, подрядчик забрал контракт, упав в цене в 15 раз — взявшись выполнить работы за 3,5 млн, хотя основные предложения колебались в диапазоне 13–147 млн рублей. «На чем потом экономил этот подрядчик — вопрос следующий, но факт остается фактом: работать в таких условиях сложно», — заключил он.

    Работа на заказ

    По данным экспертов, в Петербурге сократились также объемы самих заказов. Сокращается спрос со стороны частных компаний — основными заказчиками стали государственные и муниципальные организации. В среднем на их долю приходится до 70% заказов. По словам Гериловича, у крупнейших демонтажных компаний их доля может достигать 90%.

    Ефремов отмечает: в портфеле заказов ФГИК «Размах» превалируют контракты с федеральными и региональными органами власти и государственными корпорациями. И это касается не только Петербурга, но всех прочих регионов присутствия компании. В первую очередь такой характер портфеля связан с профилем работы компании — после 2013 года пришлось пересмотреть стратегию и сосредоточиться на сложных и комплексных проектах индустриального демонтажа и загрязненных промышленных территориях — проектах, на которые требуется совершенно иной уровень технической подготовки и опыта как такового, поясняет он. А такого рода проекты, как правило, чаще реализуются за счет государственного бюджета и бюджетов госкорпораций.

    «Компаниям-девелоперам проще и прибыльнее работать с менее сложными и загрязненными территориями. Хотя бывают и исключения, и частных заказов на рынке также осталось достаточно», — отмечает Ефремов.

    «До 2014—2015 гг. на формирование петербургского портфеля заказов значительное влияние оказывали девелоперские проекты, но резкое их уменьшение в кризисные годы привело, с одной стороны, к уменьшению емкости регионального рынка демонтажа, с другой — к перераспределению структуры заказов. Не сократили объем работ только крупные строительные компании Петербурга. В настоящее время основными заказчиками демонтажных услуг являются муниципалитеты и промышленные предприятия», — резюмировал Герилович.

    При этом наблюдается рост контрактов в сфере проектно-изыскательских работ, а основной объем работ — промышленный демонтаж.

    Промзоны в приоритете

    Как ранее сообщал портал Кто строит.ру по материалам компании PETERLAND, на территории Петербурга насчитывает 60 крупных промышленных зон. Из них 26 подлежат редевелопменту. В 2017 году примерно 84% площадей «серого пояса», на которых стартовал процесс редевелопмента, предназначены под жилье. К началу 2018 года освоено 940 га — всего 16% площадей.

    Из 6 тыс. га промзон, подлежащих редевелопменту, согласно ПЗЗ, строить жилье разрешено на площади более 2,3 тыс. га. Потенциальный объем жилой застройки на этих территориях оценивается в 14 млн кв. м.

    Доля промышленной застройки в центре Петербурга продолжает оставаться высокой, однако заказов на демонтаж не так много, как могло бы быть: процесс редевелопмента серого пояса не превышает 4% в год, отмечает Герилович. Причина, на его взгляд, проста — сокращение девелоперской активности.

    Контрактов в сфере редевелопмента в Петербурге сегодня немного, подтверждает Ефремов. Причем освоение бывших индустриальных зон, по его мнению, может затянуться на десятилетия. «В Петербурге редевелопмент идет далеко не так быстро, как хотелось бы», — подчеркивает эксперт.

    Проекты редевелопмента интересны застройщикам, но себестоимость строительства на таких площадках в полтора раза дороже, чем на свободных участках, рассуждает Герилович: «Основных проблем здесь две. Необходим частичный или полный снос зданий и сооружений, часть из которых может находиться под землей — это трудоемкий и финансово затратный процесс. Также тормозит проекты редевелопмента отсутствие коммуникаций и невозможность изменить функцию под жилую застройку мест, где ранее располагались вредные производства. Таких сложных земель процентов 30. Кроме того, многие площадки имеют по несколько десятков владельцев и сотни арендаторов, договориться с которыми часто невозможно».

    Таким образом, браться за крупные проекты могут только крупные и финансово устойчивые компании.

    Невнятные перспективы
    Перспективы у рынка демонтажа, конечно, есть — «серый» пояс Петербурга все еще широк. Однако особого оптимизма участники рынка не испытывают. Не исключено, что процесс редевелопмента будет происходить очень медленно.

    По словам Ефремова, каждый объект настолько индивидуален, что фиксированных цен на рынке нет. при этом проблема демпинга существует. По его мнению, компании, допускающие демпинг, экономят на вывозе отходов, закапывая их на площадке или свалив в лесу. Если этот способ «захоронения отходов» пресечь, общие цены по рынку могут вырасти.

    Кроме того, регулирование рынка и поддержка государства, «оставляет желать лучшего». Хотя лучшее — враг хорошего. Пристальное внимание государства к рынку долевого строительства еще неизвестно чем закончится.


    Без комментариев



    Расширенный поиск