Город — Новости недвижимости в Санкт-Петербурге

    Полтавченко пообещал Комитету по строительству очередную зачистку

    31.07.2017 08:56 — Город
    Полтавченко пообещал Комитету по строительству очередную зачистку

    Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко пообещал Комитету по строительству очередную зачистку, если чиновники не начнут вычислять недобросовестных подрядчиков до заключения контрактов с ними.

    Заявление главы города вызвало дискуссию об эффективности закона «О госзакупках». 

    Критика губернатора была связана с низкими темпами освоения бюджетных средств. Глава Комитета по строительству Сергей Морозов отметил, что отставание связано с необходимостью расторгать соглашения с недобросовестными подрядчиками. «У нас множество старых объектов, по которым заново необходимо проводить экспертизы. Сейчас мы производим зачистку», — пояснил чиновник.

    Георгия Полтавченко ответ не устроил: «Год из года одни и те же проблемы. Пора уже научиться определять добросовестных подрядчиков. Жуликов надо вычислять до подписания контрактов. У нас в городе целый ряд приличных организаций, с которыми надо работать. Я с вас серьезно спрошу в конце года». С какими именно компаниями Комитет по строительству должен иметь дело, губернатор, к сожалению, не пояснил. Отметим, что Сергей Морозов свою должность занял только в апреле 2016 года. И за это время темпы освоения только увеличивались.

    А позволяет ли действующее законодательство вычислять недобросовестные компании на стадии проведения аукционов? Журналист «Кто строит в Петербурге» задал этот вопрос игрокам рынка и услышал в ответ коллективное: «Нет».

    Только цена

    Старший юрист корпоративной и арбитражной практики адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Ольга Дученко отметила, что в законе «О контрактной системе» прописаны единые требования к участникам закупок. Например, согласно части 1 статьи 31 закона «О контрактной системе», к участию в закупке могут допускаться только компании, деятельность которых не приостановлена, у которых нет задолженности по налогам и сборам.

    В ряде случаев устанавливаются дополнительные требования к наличию финансовых и материальных ресурсов для исполнения контракта, опыта работы, связанного с предметом контракта, деловой репутации, необходимого количества сотрудников определенного уровня квалификации и т. д. «В соответствии с пунктом 2 приложения № 1 к постановлению правительства РФ № 99, если цена контракта на закупку строительных работ превышает 10 миллионов рублей, то участник должен подтвердить опыт исполнения аналогичных строительных работ за последние три года. При этом стоимость исполненного контракта должна составлять не менее 20% начальной цены контракта, на который претендует компания», — добавила г‑жа Дученко.

    Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что множество критериев по выбору подрядчика существуют только на бумаге. В реальности же чиновников интересует только цена.

    «44-ФЗ не предусматривает никаких оснований для выбора добросовестного поставщика, устанавливая фактически единственный критерий выбора — цена. Вы можете быть лучше, чем компания-победитель по всем параметрам: по опыту, штату, обороту, банковским гарантиям и так далее. Но выиграет все равно тот, кто предложит самую низкую цену», — уверен основатель проектного бюро Rumpu Евгений Богданов.

    Из-за такого положения вещей, продолжил эксперт, вырос целый бизнес, когда компании-однодневки на основании цены выигрывают государственные тендеры, получают аванс и исчезают.

    «На мой взгляд, когда речь идет о строительстве, то сам по себе такой способ определения подрядчика, как аукцион, является не слишком удачным, поскольку приводит к тому, что подрядчики демпингуют: снижают цену, лишь бы выиграть, зачастую не задумываясь, а смогут ли они исполнить контракт по такой цене без ущерба для качества работ», — считает Ольга Дученко.

    Сопредседатель Координационного совета по развитию строительной отрасли в СЗФО Сергей Зимин отметил, что в сложившейся ситуации страдает качество предоставляемых услуг: «Даже добросовестные компании вынуждены идти на снижение цены, а значит, и на снижение качества выполненных работ».

    Нужны перемены

    Эксперты уверены, что только реформирование 44‑ФЗ изменит ситуацию. «Необходимо изменить критерии определения победителей и поставить на первое место опыт подрядчика, его квалификацию и надежность, в том числе финансовую, а также наличие необходимого оборудования», — уверен г‑н Богданов.

    По мнению девелопера и инвестора ЖК «Прибрежный квартал» Михаила Голубева, участники аукционов должны демонстрировать не только пакет выполненных работ, но и свою финансовую состоятельность: наличие оборотных средств и банковских гарантий.

    Александр Кириятских, руководитель проектов девелопмента и развития территорий Becar Assept Management Group, предложил обратиться к опыту других стран и привел в пример ОАЭ, где компания может строить объект высотой более 10 метров только при наличии определенного стажа и опыта работы: «Подрядчик не сможет начать строительство небоскреба, если он имеет трехлетний стаж работы и до этого занимался строительством малоэтажных вилл. Только со временем лицензия компании может измениться, в зависимости от стажа, опыта, а также при прохождении директором и сотрудниками определенных экзаменов».

    Также, продолжил г‑н Кириятских, существует общепризнанная мировая практика — поэтапная оплата работ: «Например, подрядчик залил фундамент и сразу получил 10% от стоимости здания», — сказал он.

    Сергей Зимин предложил вернуться к забытому старому: «В СССР работала планово‑лимитная схема закупок, когда предприятия получали определенную сумму на приобретение необходимого оборудования и материалов. И главы предприятий несли личную и, на минуточку, уголовную ответственность за эффективное расходование средств. В действующей системе закупок заказчик вообще не несет ответственности. Возможно, стоит частично возродить советский опыт».

    Недобросовестными бывают не только подрядчики, но и заказчики. И это мнение разделяет не только Георгий Полтавченко, критикующий чиновников, но и многие игроки рынка.

    Сергей Зимин уверен, что главная проблема 44‑ФЗ в том, что этот закон позволяет чиновникам уходить от ответственности, ведь вся вина ложится только на компанию-исполнителя: «Чиновники, заключившие договор с недобросовестными подрядчиками, должны наравне со строителями нести ответственность».


    Без комментариев



    Расширенный поиск