Невско-Василеостровская линия Петербургского метрополитена


Третья линия Петербургского метрополитена, также известная как Невско-Василеостровская или зелёная линия, соединяет через центр западные и юго-восточные районы Санкт-Петербурга.

Первоначально планировали построить линию со станциями: «Красная площадь» (Площадь Александра Невского) — «Площадь Восстания» (нынешняя «Маяковская») — «Литейный проспект» — «Невский проспект» (нынешняя «Гостиный Двор») — «Мариинская площадь» (на Исаакиевской площади) — «Театральная площадь» — «Большой проспект В. О.». Несколько позднее планы пересмотрели и утвердили следующее направление линии: «Василеостровская» — «Адмиралтейская» — «Невский проспект» — «Площадь Восстания» — «Площадь Александра Невского» — «Хрустальная».

В 1967–1979 годах — единственная линия с однотипными станциями («горизонтальный лифт»). До организации сквозного движения по Фрунзенско-Приморской линии в 2009 году была единственной линией, соответствующей своему первоначальному названию (соединяет левобережную часть Невского района с Васильевским островом).

Изначально планировалось вести линию сразу к наземной станции «Обухово», после которой планировалось строить депо. Станция «Обухово» после станций «Ивановская» и «Щемиловка» (перекресток улиц Бабушкина и Шелгунова) должна была стать конечной. Тупики за Ломоносовской продлили на 500 метров, и начали выводить на поверхность с уклоном порядка 40 тысячных. О планируемом выходе на поверхность говорит следующее: сначала идут железобетонные тюбинги, а затем чугунные, как и сделано при выходе линии на поверхность. Однако из-за взрыва метана в забое, линию пришлось срочно уводить в сторону — из-за этого появились станции «Пролетарская» и «Рыбацкое». Последняя была построена в том числе из-за разраставшегося в 1980-х годах на юг Ленинграда. Сейчас об этих тоннелях почти забыли — со сводов свисают сталактиты (из-за отсутствия вентиляции), стены покрыты плесенью. Уже построенный участок наклонных тоннелей было решено оставить в неизменном виде, без его ликвидации, участки тоннеля, сопрягающиеся с действующим перегоном, были перебраны. Таким образом, из действующего тоннеля нет никаких намеков на существование задела (кроме технических сбоек). Линия, вероятно, никогда не будет продлена в том направлении из-за существования плотной городской застройки на поверхности.

Взрыв метана в забое — это уникальный случай для Петербургского метрополитена, однако он малоизвестен.

Перспективы развития Невско-Василеостровской линии метрополитена

  • «Адмиралтейская» — долгие годы существовал перспективный проект создания на линии пересадочной станции «Адмиралтейская». Метрополитеном он не отвергался, но в планы развития до 2020 года не вошёл.
  • Продление линии на север — согласно программе развития метрополитена принятой 28 июня 2011 года на заседании правительства Санкт-Петербурга планируется продление Невско-Василостровской линии в Осиновую Рощу, c 8-ю станциями «Новокрестовская», «Улица Савушкина», «Яхтенная», «Зоопарк», «Парашютная», «Академгородок», «Парголово» и «Осиновая Роща».
  • 16 сентября 2011 года Комитет по транспорту Санкт-Петербурга объявил конкурс на проектирование участка Невско-Василеостровской линии от станции «Приморская» до станции «Зоопарк».
  • Обновление подвижного состава — на перспективные вагоны метрополитена моделей 81–556, 81–557 и 81–558 «НеВа» с асинхронными тяговыми электродвигателями. Название «НеВа» произошло как раз от названия данной линии (Невско-Василеостровская). 28 марта 2011 года в депо «Невское» прибыли первые три вагона (электросекция) опытного поезда, а летом прибыли и остальные три вагона, после чего был сформирован шестивагонный состав. На весну 2012 года опытный состав (номера вагонов: 10404-11631–11623-11624–11632-110405) находится в депо и проходит предсертификационные испытания. В перспективе вагоны «НеВа» должны заменить на линии вагоны типа Ем.

Интересные факты о Невско-Василеостровской линии метрополитена:

  • Центральный участок линии проходит вдоль всего Невского проспекта — главной улицы Петербурга.
  • На линии имеется шесть станций закрытого типа, идущих подряд от «Василеостровской» до «Ломоносовской».
  • Линия имеет всего одну односводчатую станцию — «Обухово».
  • Единственная линия Петербургского метрополитена, где нет ни одной пилонной станции.
  • Эта линия единственная в Петербургском метрополитене не имеет системы автоведения поездов — управление осуществляется вручную.
  • Только на данной линии первый и второй путь поменяли местами. На всех линиях путь, который выходит из основного депо, является первым. А на этой линии — наоборот — путь, выходящий из депо «Невское», является вторым. Это связано с так и не построенным основным депо за «Василеостровской» в районе Гавани.
  • C 25 мая по 2 июня 2009 года станции на третьей линии объявлялись голосом Михаила Боярского.
  • Западнее станции «Приморская» на перегоне (на пятом пути) расположен единственный ПТО третьей линии, рассчитанный на один состав. На шестом пути — просто тупик, между ними есть оборотный тоннель. Шестой и четвёртый станционные пути рассчитаны на три состава, за станцией 6-й путь круто загибается по дуге радиусом 500 метров и сделан на перспективу — для продления линии к бывшему Стадиону имени Кирова. В конце тупика сделана монтажная камера для сборки щита для продления линии.
  • 3 перегона из 9-ти имеют длину более трёх километров: «Рыбацкое» — «Обухово» — 3,1 километра; «Елизаровская» — «Площадь Александра Невского-1» — 4,74 километра (предполагалось строительство станции «Хрустальная»); «Гостиный двор» — «Василеостровская» — 3,23 километра (предполагалось строительство станции «Университетская», возможно строительство станции «Адмиралтейская-2»).
  • С 14 по 20 ноября 2011 года в рамках проекта «Международная неделя в метро» оповещения в вагонах поездов дублировались на английском языке.




Расширенный поиск