Станция метро «Невский проспект» Петербургского метрополитена

«Невский проспект» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на Московско-Петроградской линии, между станциями «Сенная площадь» и «Горьковская».

Станция открыта 1 июля 1963 года в составе участка «Технологический институт» — «Петроградская». Название связано с расположением на одноимённой главной магистрали города. В проекте станция носила название «Площадь Плеханова» (прежнее название площади перед Казанским собором).

Дата открытия: 1 июля 1963
Проектное название: «Площадь Плеханова», «им Желябова», «Центр Ленинграда»
Тип: пилонная
Глубина заложения: м 63
Архитекторы: С. Г. Майофис
Архитекторы вестибюлей: А. К. Андреев, А. С. Гецкин, В. П. Шувалова
Инженеры-конструкторы: Б. Д. Максимов
Выход к улицам: Невский проспект, Михайловская улица, Набережная Канала Грибоедова
Переходы на станции: «Гостиный двор»
Работающие операторы сотовой связи на станции метро «Невский проспект»: «МегаФон», «МТС», «БиЛайн», «Tele2»
Код станции: НВ

Наземный павильон станции отсутствует, вход в вестибюль осуществляется через подземные переходы, имеющие выходы на Михайловскую улицу и Невский проспект. Вестибюль и подземный переход выполнен по проекту архитекторов А. К. Андреева, А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой. Подземное размещение вестибюля было применено впервые в Санкт-Петербурге.

При его сооружении Перинные ряды с «портиком Руска» были разрушены, в 1972 году — портик был восстановлен с несколько изменёнными пропорциями, в 2004 году был построен торговый центр, совершенно непохожий на предыдущие постройки.

Выход на Михайловскую улицу после открытия ст.м. «Невский проспект» осуществлялся посредством каскада из двух эскалаторов (как на «Пролетарской»), но во время ремонта наклонного хода (1998 года) малые эскалаторы были демонтированы и заменены на трёхпролётную лестницу. Летом 2007 года освещение вестибюля было заменено на стандартное.

Другой выход со станции общий со станцией «Гостиный двор». Он был открыт 30 апреля 1967 года и расположен в северном торце станции. Малые эскалаторы этого выхода в город находятся в том же эскалаторном зале, что и пересадочные эскалаторы.

«Невский проспект» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 63 м). Подземный зал сооружен по проекту архитектора С. Г. Майофиса и инженера Б. Д. Максимова.

Своды и пилоны оштукатурены, в нижней части украшены рёбрами из полированного алюминия. Форма пилонов в композиции с оформлением среднего зала напоминает форму тоннеля. Путевые стены были выложены стеклянной плиткой с красной подложкой, заменённой в 2006 году на искусственный камень того же цвета Пол центрального зала из тёмного гранита. Асфальтовый пол путевых тоннелей в 2007 году заменён на каменный

В середине зала на части свода между двумя пилонами (В этом месте свод сделан намного выше) помещён текст Указа Президиума ВС СССР «О награждении Ленинградского метрополитена имени В. И. Ленина орденом Ленина». Апофеоза эта фраза достигала на станции «Ленинский проспект». До 2004 года станция освещалась ртутными лампами, затем освещение было заменено на натриевое.

Ст.м. «Невский проспект» — это самая напряжённая станция 2 линии. Станция является пересадочным узлом к поездам Невско-Василеостровской линии (на станцию «Гостиный двор»). Единственная пересадка Петербургского метрополитена, в которой разделены пассажиропотоки:

Особенности проекта и станции метро «Невский проспект»:

  • Первая станция, не имеющая наземного вестибюля.
  • Первоначально станцию планировали построить в районе площади Плеханова (ныне Казанской). Поэтому она имела проектные названия «Площадь Плеханова» и «Желябова».
  • Станция являлась самым масштабным проектом, связанным со сносом исторических зданий.
  • Выход со станции представляет из себя старейший в городе подземный переход.
  • Наклонный ход станции — первое применение металлопластика в отделке свода тоннеля метрополитена.
  • Перегон «Невский Проспект»-«Сенная Площадь» — самый короткий на линии.

При прокладке тоннеля между станциями «Невский проспект» и «Горьковская» под Невой проходчики обнаружили в районе Марсова поля ранее не выявленную водоносную песчаную линзу. Пришлось заглублять тоннель с максимально допустимым уклоном. На этом отрезке первый вагон оказывается на шесть метров ниже последнего.

На перегоне в сторону станции «Горьковская» из торца бывшего оборотного тоннеля расположена служебная соединительная ветвь к станции «Садовая»

С 1 февраля 2012 до 31 декабря 2012 года закрыт на реконструкцию вестибюль «Невский проспект-2». За это время планируется провести капитальный ремонт наклонного хода и эскалаторов, а также косметический ремонт вестибюля, расположенного в доме Энгельгарда, на углу Невского проспекта и набережной канала Грибоедова.





Расширенный поиск