Станция метро «Автово» Петербургского метрополитена

«Автово» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на Кировско-Выборгской линии, между станциями «Кировский завод» и «Ленинский проспект». Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания», причем именно на «Автово» прибыл первый поезд Ленинградского метрополитена. Названа из-за расположения в историческом районе Санкт-Петербурга — «Автово».

Станция уникальна тем, что за ней началась постройка участка Петербургского метрополитена открытым способом (до проспекта Ветеранов). 15 декабря 2011 года Советом по сохранению культурного наследия станция внесена в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения

Дата открытия: 15 ноября 1955
Тип: колонная, трёхпролётная, мелкого заложения
Глубина заложения: м 12
Архитекторы: Е. Н. Левинсон, А. А. Грушке
Инженеры-конструкторы: С. М. Эпштейн
Выход к улицам: Проспект Стачек
Работающие операторы сотовой связи на станции метро «Автово»: «Tele2», «МегаФон», «МТС», «БиЛайн»
Код станции: АВ

«Автово» — колонная станция мелкого заложения (глубина — 12 м). Единственная в первой очереди станция мелкого заложения. Подземный зал сооружён по проекту архитекторов Е. А. Левинсона, А. А. Грушке и инженера С. М. Эпштейн. Большую помощь в создании станции оказали учёные, особенно, известный знаток художественного стекла, член-корреспондент Академии Наук Н. Н. Качалов.

Плоское перекрытие зала поддерживают 46 колонн. Не все колонны круглые в плане: при входе на станцию потолок поддерживают две квадратные колонны. Из них 30 облицованы мрамором, а 16 — декоративными пластинами из литого стекла с обратным рельефом. Стекло издавна использовалось в качестве облицовочного материала, но при оформлении метро было применено впервые. Для предотвращения растрескивания стекла при осадке бетонных опорных конструкций колонн, стеклянные панели закреплены с помощью декоративной металлической ленты, обвивающей колонны. Ленинградские архитекторы нашли такой способ закрепления плит на бетоне, который обеспечил их сохранность.

Внутренняя поверхность стеклянных панелей имеет гранёный рельеф, с углом граней 80 градусов. Благодаря такой огранке создается оптический эффект — свет отражается от граней прежде, чем достигает бетона, и прозрачное стекло перестаёт просвечивать. Поэтому становятся не видны опорные конструкции под стеклом, и все колонны кажутся стеклянными монолитами. Идею применения такого решения подсказал профессор кафедры теоретической физики Пермского государственного университета Г. З. Гершуни.

Станцию освещают массивные люстры, расположенные по центру зала и над станционными платформами.

По проекту все колонны должны были быть стеклянными. Однако подрядчик не успевал полностью выполнить отливку к сдаче объекта, и их временно облицевали камнем. Но после выступлений Н. С. Хрущёва против «архитектурных излишеств» к вопросу об облицовке остальных колонн больше не возвращались.

Тема оформления станции — оборона Ленинграда. Люстры, светильники, орнаменты решёток украшены лавровыми ветвями, золочёными мечами и другими эмблемами воинской доблести. Торцевую стену центрального подземного зала украшает мозаичное панно «Победа», с изображением женщины с младенцем, работы художников В. А. Воронецкого и А. К. Соколова.

Особенности станции метро «Автово»:

  • Тоннели, соединяющие станцию «Автово» с электродепо «Автово», проходят под рекой Красненькой в пластических глинах и суглинках, «богатых» водой. Из-за этого метростроители для проходки участка к депо использовали замораживание грунта.
  • Диаметр тоннелей, ведущих к станции «Кировский завод», составляет не 5,5 метров, как диаметр других тоннелей первой очереди, а 6 метров, как в Москве. «Уменьшение диаметра, — как пишет В. Г. Авдеев, — позволяло экономить на отделке до 1,5 тысяч тонн чугуна на 1 километр пути».
  • «Автово» стала первой станцией метро, сохранившей в своём имени ойконим (название исторической части), причем финского происхождения. Прежде здесь находилась деревня «Аутово», от которой местность и приобрела своё название.
  • «Автово» стала первой станцией Ленинградского метрополитена без эскалаторов.

Долгое время на выходе не было турникетов, то есть гипотетически по выходному коридору можно было зайти на станцию к поездам.С октября 2010 по декабрь 2012 года на станции «Автово» производится капитальный ремонт потолка в связи с необходимостью усиления гидроизоляции. При этом подвергнутся замене как несущие конструкции подвесного потолка, так и декоративные элементы оформления, которые по окончании работ будут воссозданы в прежнем виде. Для предотвращения растрескивания художественного стекла, которым отделана часть колонн, на период ремонта они укреплены щитовыми досками. На станции сохранилось табло, которое показывает, пойдёт ли поезд дальше или уходит в депо.





Расширенный поиск